КЛУБ МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ!

МЫ БУДЕМ ОЧЕНЬ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ СРЕДИ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ФОРУМЧАН!
КЛУБ МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ!

МЫ БУДЕМ ОЧЕНЬ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ СРЕДИ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ФОРУМЧАН!

КЛУБ МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
 

Поиск тем по форуму Google

ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  СобытияСобытия  Последние изображенияПоследние изображения  ПубликацииПубликации  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
ОТКРЫТА ЗАПИСЬ В БЕСПЛАТНУЮ ШКОЛУ "ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ТАРО" ЗАПИСАТЬСЯ МАСТЕРА НАШЕГО ФОРУМА, ПРОВОДЯТ ДЛЯ ВАС БЕСПЛАТНЫЕ ПРОСМОТРЫ НА ТАРО И РУНАХЗАДАТЬ ВОПРОС
Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск
Ключевые слова
деньги РАССОРКА возврат воском Исполнение ЖЕЛАНИЙ Руна таро урок порча морок чистка руны Кабинет приворот Вызов заговор отливка ЭНЕРГИЯ Став Снять ВРАГА ПОТОК Защита ПРОДАТЬ крадник
Последние темы
»  БЕСПЛАТНАЯ АКЦИЯ! ЕСТЬ ЛИ У ВАС МАГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КАКИЕ
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСегодня в 16:44 автор LolaK

» МИНИ-КУРС ДИАГНОСТИКА И АКТИВАЦИЯ СТАВОВ
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСегодня в 16:31 автор LolaK

» КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЖЕЛАЕТ ВАМ ЗЛА.
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСегодня в 11:20 автор Инга

» Став "Север".
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСегодня в 11:15 автор Инга

» став Путанка
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСегодня в 08:48 автор Инга

» Заговор-оберег от злых людей, врагов и их козней.
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:36 автор Black mamba magic

» ОБЕРЕГ - ЗАГОВОР ОТ ВРАГОВ ЧИТАЕМЫЙ В СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:35 автор Black mamba magic

» став Геть
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:34 автор Black mamba magic

» Заговор на дверь на богатство
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:30 автор Black mamba magic

» Родственные души в картах «ТАРО»
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:27 автор Black mamba magic

» Заговор на пробуждение колдовских способностей
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:24 автор Black mamba magic

» Волосы ведьмы
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:22 автор Black mamba magic

» шепоток на спокойный сон
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:20 автор Black mamba magic

» Шепоток- что бы день удачно прошел
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:20 автор Black mamba magic

» ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 22:16 автор Black mamba magic

» Детские кошмары. Ловушка для плохих снов
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 13:27 автор Инга

» Став "Яблоня"-
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 13:24 автор Инга

» став Лезвие бритвы
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 13:19 автор Инга

» Ael Maelinhon - Разрушение жизни
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 13:15 автор Инга

» Став " Восстановление связи "
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 12:58 автор Инга

» Количество денег и усилия.
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВчера в 10:49 автор Таис Громова

» Волосы и магия
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeПн Май 06 2024, 20:04 автор Галактика

» Обряд "на похудение"
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeПн Май 06 2024, 20:04 автор Таис Громова

» Почему нельзя передавать вещи через порог.
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeПн Май 06 2024, 19:57 автор Галактика

» Став "Янг" повышение тонуса кожи,омоложение Хамелеон
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeПн Май 06 2024, 08:21 автор Таис Громова

» Став «Он не Он».
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВс Май 05 2024, 20:27 автор Таис Громова

» ПЕРЕКЛАД АЛКОГОЛИЗМА
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВс Май 05 2024, 10:02 автор Таис Громова

»  ЗАКРЫТЬ РОТ ЛЖЕЦУ, БОЛТУНУ, СПЛЕТНИКУ
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВс Май 05 2024, 09:34 автор Таис Громова

» Отливка воском на пороге через веник
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСб Май 04 2024, 21:11 автор Таис Громова

» Время проведения ритуала в свечной магии
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeСб Май 04 2024, 21:07 автор Таис Громова

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
КалендарьКалендарь
Самые активные пользователи за месяц
Таис Громова
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Инга
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Галактика
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Black mamba magic
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
LolaK
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Зуля
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Кения
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
добрая фея
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Шагын
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Monte Cristo
 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_lcap КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_voting_bar КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. I_vote_rcap 
Социальные закладки
 




Поместите адрес форума КЛУБ МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)
Мы на Facebook

 

  КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Инга
рунолог форума
Инга


Сообщения : 4171
Очки : 10799
Репутация : 39
Дата регистрации : 2020-02-20

 КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Empty
СообщениеТема: КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО.    КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО. Icon_minitimeВс Ноя 22 2020, 10:43


КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО.




1. «Живая земля»: Катание
«Не космос погодой правит —
Народ поохладел к земле.
Вот она, Матушка, и остывает».

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют глубокие корни.

Древнерусскому культу Земли, нашедшему отражение в средневековых письменных источниках, посвящены классические работы С.Смирнова и В.Л.Комаровича.

В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке.

Исследователями собран также обширный материал об обряде «катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции. Безусловно, этот обряд связан не только с аграрной магией, но и с более древним культом Земли. Данные о «катании/кувыркании по земле» в славянской традиции включают различные его виды: святочное — по полу в помещении, масленичное — с гор, весенне-летнее и по окончании жатвы — по полю (в том числе катание священнослужителей во время так называемого «хождения в жито» на Пасхальной неделе, в Вознесение или в Юрьев день) и т. д., среди них и «катание по росе» утром в Юрьев день или на Ивана Купалу.

Безусловно, трудно четко разграничить катание «по земле», «пополю», «по траве», «по житу» и «по росе» — не всегда в источниках прямо говорится, покрыта ли земля (поле, трава, жито) росой. Повсеместно распространенная приуроченность совершения обряда ко времени перед восходом солнца, однако, сама по себе неизбежно превращает в наших широтах катание /кувыркание по земле (полю, траве, житу) именно в катание /купание в росе (особенно в ночь перед праздником Ивана Купалы, 24 июня ст. ст. — 7 июля нов. ст., но также и в Юрьев день).

2. «Живая вода»: Роса


«Божья роса Божью землю кропит»

2.1. Магические свойства росы

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.

Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться - бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы итрава не растет» и т. д.

В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как«чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею), да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню в райском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки; «слизывает» солнце и т. д.).

Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок. Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Иванович - он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».

2.2. «Юрьевская» роса

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"». «Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе»;«Будь здоров, как Юрьева роса!»

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожая, надоев». Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночь накануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».

Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечается именно «катание по росе». В Белоруссии рано утром в Юрьев день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты». Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирания урожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар. В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии: «На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю». По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние».

В отдельных славянских землях мотив отбирания молока при помощи специально собранной росы встречается в верованиях, приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».

2.3. «Ивановская» роса

У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники». Аналогом дня Ивана Купалы на Руси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день» был известен повсеместно.

Так, например, повсюду в русской народной традиции сохранился обычай купаться под Иванов день, причем канун праздника (день церковной памяти преп. Аграфены «Купальницы», 23 июня ст. ст. — 6 июля нов. ст.) стал сроком, с которого начинали купаться; считалось, что до этого дня вода еще холодная. Иногда купание заменялось обливанием, но для северно-русских районов, наряду с купанием, обязательным было мытье в бане, для чего готовились специальные веники, «в которые вставляли разные цветы и травы, особенно Иван-да-Марью».

Как известно, участники восточнославянского купальского обряда, зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевали на голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыхая дым брошенных в огонь трав и стараясь не разнимать руки, и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу», «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росу и ею мыться, чтобы «парни гонялись»). В других местах «день Ивана Купалы назывался еще Ярилы. Обливаются водой, собирают росу (курсив мой. — А. Б.), купаются вместе с лошадьми».

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали, «чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее. В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы). Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».

Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по «Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», по его словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы). Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль; отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов и в районах контакта восточнославянского и финского населения.

В описании купальского обряда в «Стоглаве» (1551 год), согласно списку, известному И.П. Сахарову, прямо говорится: «И егданощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою». «Наш народ думает - писал собиратель, - что перескакивание через огонь избавляет от очарования. В купанье утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней».

3. Языческое таинство

«...аки бесы омываются росою»

3.1. Языческое крещение

В Ветхом Завете описаны чудеса с росой, случившиеся при библейском судье Гедеоне. Сначала, по молитве Гедеона, роса выпала только на расстеленной по земле шерсти, а повсюду было сухо; в другую ночь «только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд. 6, 36-40).

В «Речи философа», согласно Начальному летописному своду (XI век), упоминается об этих библейских чудесах с росой как о прообразе христианского крещения: «Еже нынѣ крестятся духом и водою, якоже и Гедеонъ преобрази...» Далее летописец прямо отождествляет росу и крещение: «роса, еже есть святое крещение».

Этот же пример использует в «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион (XI век), комментируя библейский текст следующим образом: «По всей же земли роса — по всей бо земли вѣра прострѣся, дождь благодатный оброси, купѣль пакы порождениа сыны своа в нетлѣние облачить».

Схожее понимание росы как благодати Христа находим и в ряде других известных в Древней Руси текстов, например, в апокрифическом «Сказании Афродитиана».

Причиной, побудившей как митрополита Илариона, так и летописного греческого «философа», разъясняя древним русичам смысл центрального христианского таинства, вспомнить пример из Ветхого Завета и соотнесли росу с крещением, было особое отношение язычников к этой приходящей свыше «небесной влаге».

Подобно тому, как Иван Купала является своего рода «двойником» Иоанна Крестителя, купание в «живой воде» — праздничной первой утренней росе, еще не освещенной лучами солнца, в определенном смысле служит аналогом христианскому крещению и потому связано в народной традиции именно с днем церковного почитания Иоанна Крестителя. Характерно, что в одном из заговоров, хронологически приуроченных к купальской ночи, встречается замена традиционной «росы» «иорданской водою» — водой Крещения Господня.

3.2. Языческое миропомазание?
В древнерусском «Слове о злых женах», известном в единственном псковском по происхождению списке 70-80-х годов XV века, русалки названы «мироносицы адовы», причем из описанной сцены очевидно, что речь идет о русалках не как о мифологических существах, а как о реальных участницах языческих игрищ — «русалий»: «Видѣвъ русалкы по граду идуща ирукавома прѣгыбающемъ, и рече: "Се суть мироносицы адовы идуть къ отцю своему Сотонѣ"».

Эта сцена становится понятнее только в контексте того фрагмента поучения, в центре которого находится «образ автора», поистине с «кинической» безжалостностью осуждающего весь мир вокруг себя, смеющегося, наряду с «русалками», над иконописцем, скоморохом, должником и толстым человеком. Учитывая, что лексика данного фрагмента поучения свидетельствует о его оригинальном (непереводном) происхождении, можно представить себе древнерусского (псковского?) книжника, сидящего в разгар языческих празднований «верхушки лета» (наверное, купальским утром) на крыльце своего дома и наблюдающего возвращающихся из-за города (потому что он особо отметил их появление в городе) участниц ночных игрищ.

Интересно, что в других древнерусских письменных источниках встречается слово «русалии» (в том числе в значении «исполнители обрядовых игр»), но, в отличие от нашего текста, отсутствует слово «русалки» — как в значении «мифологические существа», так и в значении «участницы русальных игрищ». Согласно Этнографическим материалам, собранным в Полесье и в южнорусских областях, русалки нередко отождествляются с ведьмами, особенно в тех районах, где пребывание русалок на земле приурочено к купальскому циклу, а ведьмы, как мы знаем, — это те самые «участницы купальских игрищ», катавшиеся по росе в ночь накануне Иванова дня.

По мнению Б.А. Рыбакова, «связь росы с русалками не подлежит сомнению», а русалии, в свою очередь, «в Древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств». В болгарских и молдавских текстах встречается представление, что русалки обитают в росе, что связывается с возможностью «народно-этимологического сближения в рамках болг. русалии — росен «название цветка» и "росистый" — роса , связывающего русалии как с водной, так и с растительной стихией. В то же время роса (особенно первая, ранняя роса, выпавшая в определенный праздник) воспринимается в традиционной культуре как средоточие плодоносящего начала».

Понятно, почему участницы «бесовского игрища» направляются, с точки зрения христианского книжника, к «сотонѣ», но почему они названы «мироносицы адовы»? Напомню, что евангельские мироносицы — это святые жены, пришедшие ко гробу Христа, чтобы помазать его благовониями (Мк. 16,1; Лк. 24,1).

В церковной традиции миропомазание — это второе, вслед за крещением, христианское таинство, в котором сообщается благодать, укрепляющая человека в духовной жизни, а миро — название вещества, употребляемого церковью в этом таинстве. Думается, в данном тексте имеется в виду, что «мироносицы адовы» несут какое-то конкретное вещество — языческое «миро». Что же это за «анти-миро», «миро адово», по мнению древнерусского автора?

В свете приведенных выше материалов можно полагать, что это — «живая вода» языческой традиции, роса, собранная во время купальских русалий. Вполне вероятно, что в «спущенные» до земли рукава «плясуний-русалок» собиралась живительная роса, потому они и были названы «мироносицами адовыми» с отогнутыми рукавами.

В таком случае праздничная роса, хотя и косвенным образом (через сближение с миром), оказывается сопоставленной древне-русским книжником с христианским таинством, на этот раз с миропомазанием, а не с крещением. Этот пример также позволяет нам говорить об обряде «катания в росе» как о языческом таинстве, выполняющем функции, аналогичные миропомазанию.

Известно и другое значение слова «таинство», связанное с сокровенностью, потаенностью обряда. Думается, сравнительно небольшое количество зафиксированных этнографами и фольклористами свидетельств бытования у славян «катания по росе», объясняется тем фактом, что этот обряд граничит с традиционно осуждаемой свободой в отношениях мужчин и женщин (недаром считалось, что в купальскую ночь возможны некоторые действия, запретные в остальное время).

Для игумена же псковского Елеазарова монастыря Памфила, автора Поучения о праздновании дня Иоанна Предтечи (1505 год), ночной купальский обряд представлялся следующим образом: «Женам же и дѣвам плескание и плясание... и хрептом ихъ вихляние, и ногам ихъ скакание и топтание; ту же есть мужем же и отроком великое прелщение и падение».

4. Обсуждение и выводы

«Не мытьем, так катанием»

Полагая, что «катание по росе» в ночь на Юрьев день и на Ивана Купалу являлось языческим «таинством», сохранившимся в народной традиции как непосредственно в изначальном виде, так и в редуцированных вариантах — в «катании / кувыркании по земле» с одной стороны, и в «собирании росы» — с другой, мы склонны усматривать несколько иной смысл в насильственном катании священнослужителей, чем это принято в научной литературе. Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы"снопы были тяжелыми", "посевы тугными" и под.; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно». На наш взгляд, обычай «катания» священнослужителей — это не только отголосок древнего «катания» жреца (волхва) как проявления аграрной магии, но и факт актуальной религиозной полемики, насильственного приобщения представителя другой, христианской веры к продолжающим бытовать в народе языческим обрядам.

До сих пор мы оставались в рамках славянских или древнерусских сведений о языческом обряде «катание по росе». Существенно, однако, что аналогичные обычаи известны также у многих других европейских народов: собирание росы, умывание росой людей и животных, катание или хождение босиком по росе производилось в ночь перед днем св. Георга, 1 марта (Новый год) и 1 мая (Вальпургиева ночь), Троицей и Духовым днем, а чаще всего - перед днем Иоанна Предтечи. Такого рода обряды встречаются у австрийцев, болгар, греков, испанцев, итальянцев, лопарей, немцев, французов, народов Бельгии, Нидерландов, Скандинавии, Швейцарии и бывшей Югославии.

В Наварре пройти босиком или голым через росистое поле для излечения от болезней называлось «санхуанизироваться» (sanjuanarse). На наш взгляд, «катание/купание в росе» (можно использовать и солидно звучащий термин «санхуанизация») относится к древнейшим обрядам индоевропейцев и является языческим таинством (мистерией). Судя по славянским материалам, после совершения магических действий участниками обряда может достигаться некое трансперсональное состояние сознания, сходное с глубокими мистическими переживаниями. Существуют многочисленные рассказы о чудесах, происходящих в купальскую ночь или на рассвете дня Иоанна Предтечи: по земле расхаживают духи и ведьмы, а звери и деревья говорят по-человечески, цветет папоротник, земля открывает клады, растения переходят с места на место, из леса выходит змеиный царь с золотыми рожками, муравьи сбивают волшебное масло, солнце на восходе начинает «играть» (переливаться всеми цветами, необычно двигаться, «бороться со змеем» и т. д.), вода превращается в вино или замирает, и наконец, небеса «открываются».

Язык сохранил множество косвенных свидетельств о значении купальского катания по росе, не вполне ясных без привлечения этнографического контекста. К числу таких примеров мы предлагаем относить известные всем выражения: «катать во всю Ивановскую», «Не мытьем, так катаньем» и, наконец, «Мать-сыра земля», т.е. орошенная и оплодотворенная небесной влагой земля, к которой припадают язычники.

Для более глубоко понимания «катания по росе» важно рассмотрение контекста его совершения. В этом обряде соединились черты культа двух стихий Мироздания — Земли («катание по земле») и Воды («почитание росы»), как в «перепрыгивании через костер» соединяются культы двух других стихий — Воздуха («прыжки») и Огня («костер»). Во всяком случае, для славянского купальского обряда очевидна «парность» «перепрыгивания через костер» и «купания в росе». Подобно тому, как роса в купальскую ночь — это «живая вода», огонь купальских костров — также «живой», т. е. добытый трением. Но ритуальные костры разжигались и весной, в том числе «юрьевские» костры известны на Карпатах, в Словакии и Хорватии. Возникающее в результате совмещения обрядов, связанных с перепрыгиванием костра и катанием по росе, единство — обращение ко всем четырем стихиям Мироздания — свидетельствует, на наш взгляд, об изначальности этой «парности».

Бобров А.Г.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
КАТАНИЕ ПО РОСЕ КАК ЯЗЫЧЕСКОЕ ТАИНСТВО.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Рунический став "Таинство

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КЛУБ МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ :: ЯЗЫЧЕСТВО - РОДНОВЕРИЕ :: ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ СЛАВЯН-
Перейти:  
бесплатная раскрутка сайтаКаталог сайтов и статей iLinks.RUКаталог сайтов Всего.RUБелый каталог сайтов PopCat.ruКаталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RUКаталог сайтов Bi0Наш сайт в каталоге stronglink.ruGlavBoard.ru var vglnk = { key: '9019de09e2fbd24ca1be00a9fededd9e' }; (function(d, t) { var s = d.createElement(t); s.type = 'text/javascript'; s.async = true; s.src = '//cdn.viglink.com/api/vglnk.js'; var r = d.getElementsByTagName(t)[0]; r.parentNode.insertBefore(s, r); }(document, 'script'));